Аллея звёзд — Алексей Рыбников – композитор

Алексей Рыбников – композитор, народный артист России, Лауреат Государственной премии России.
Алексей Рыбников – композитор, народный артист России, Лауреат Государственной премии России.

ЦИТАТЫ:
«Я был молодым авангардистом, и музыка у меня была очень терпкая, вызывающая и наглая.»
«Эстраду я никогда не писал, в жизни этим не баловался.»
«Само сочинение не отнимает много времени, а вот встраивание этой музыки в кинофильм и синхронизация с изображением является довольно хлопотливым процессом.»

ИНТЕРВЬЮ:

ПС: Друзья, доброе утро! Сегодня у нас настоящий праздник! К нам в гости пришёл заслуженный человек… Алексей Рыбников у нас в гостях. С добрым утром, Алексей!

АР: С добрым утром!

ПС: Знаменитый композитор, народный артист России – это звучит гордо! С наступающим Вас мероприятием!

АР: Спасибо огромное!

ПС: Начнём с ближайшего будущего. 23 октября у Вас юбилейный вечер. Где? Во сколько?

АР: Это будет Большой зал консерватории, начало в 19 часов, как обычно у любого концерта.

ПС: Вы будете отмечать 50-летие творческой деятельности?

 

АР: Да, случайно обнаружилось, что в 1963 году я первый раз публично выступал на Пленуме советских композиторов. Я весьма успешно тогда исполнил свою сонату для фортепьяно и был замечен всеми сразу. Таким образом, этот день можно считать официальным началом творческой деятельности.

ПС: Главную тему этой сонаты помните?

АР: Попытаюсь вспомнить…(играет). Я был молодым авангардистом, и музыка у меня была очень терпкая, вызывающая и наглая. 

ПС: А что будет на Вашем юбилейном концерте? Мы посмотрели анонс и поняли, что это будет в основном академическая музыка. А эстрада не представлена совсем?

 

АР: Как возможна в Большом зале консерватории эстрада? Эстраду я никогда не писал, в жизни этим не баловался. Там будет звучать премьера виолончельного концерта с выдающимся музыкантом Александром Князевым. 

ПС: Об этом поговорим отдельно. Обещали какие-то сюрпризы на этом концерте, и понятно, что Вы интригу будете хранить, но про один хотя бы можете рассказать?

АР: Я не знаю, насколько это будет сюрпризом, но ожидается вступление ко второму действию оперы по «Войне и миру». И будет сыграно адажио для виолончели, которой Князев любит исполнять на всех своих концертах.  

ПС: Как долго Вы работали над виолончельным концертом? Мы знаем, что несколько лет.

 

АР: С большими перерывами и весьма неторопливо двигалась работа, потому что параллельно было много других дел.

ПС: А не сложно так переключаться на одно или другое? 

АР: Наоборот, это очень полезно. Совсем другими глазами смотришь каждый раз и хочется что-то доделать, переделать, дописать. 

ПС: А было такое, что выкидывали целые листы?

АР: Конечно! Это происходит постоянно. Это нормальный творческий процесс, когда много всего  уничтожается. 

ПС: Нервничаете или, может быть, кричите дома? Жена пугается?

АР: Нет! В основном, я на жену кричу, когда сочиню что-то хорошее, а она говорит, что это никуда не годится.

ПС: Критикует, значит.

АР: Критикует.

ПС: А над какими произведениями Вы дольше всего работали?

АР: 30 лет. Серьёзно! Это очень большой цикл, который состоит из нескольких симфоний. Он включает музыкально-драматическое произведение «Литургия оглашенных» и произведение для четырех хоров, который я сейчас заканчиваю. Начал я работу в 1983 году. Потом перерывы были на 5 лет, на 10 лет, а далее я снова возвращался и возвращался к ней. И вот сейчас заканчиваю этот цикл.  

ПС: Это очень серьёзный промежуток времени, конечно. А что касается эстрадного жанра, который Вы не пишете. Ну вот, например, музыка для кино много времени отнимает? Написание одной песни хотя бы? 

АР: Очень по-разному бывает. Само сочинение не отнимает много времени, а вот встраивание этой музыки в кинофильм и синхронизация с изображением является довольно хлопотливым процессом. На него, к сожалению, никогда не хватает времени. Сейчас в кино я не работаю, поэтому это для меня воспоминание о прошлом.

ПС: А раньше всё сам или продюсер… Как в Голливуде – написал композитор тему, а остальное делают аранжировщики, монтажёры.

АР: Никогда у меня аранжировщики ничего не делали. Я всегда всё делал сам, так как у меня был печальный опыт. Когда я попросил однажды аранжировать, поскольку у меня не хватало времени, партитуру в результате пришлось всю переделать. И я решил больше не тратить на это времени.

ПС: У Вас много блистательных работ в кино. Вас даже смело можно назвать кинокомпозитором. А с другими звёздами киномузыки, например, с Гладковым, Артемьевым у Вас какие отношения?  Вы общаетесь, дружите?

АР: Конечно! Мы поддерживаем отношения, дружим, независимо от того, пишем мы музыку для кино или нет.

ПС: Солидарность есть какая-то?

АР: Есть.

ПС: Какими-то идеями, может быть, техническими новшествами обмениваетесь?

АР: Нет, жалуемся друг другу. Встречаемся и начинаем плакаться, как нас мучили режиссёры.

ПС: А как Вас мучили режиссёры? Расскажите?

АР: Например, пишешь музыку для одного эпизода, а вставляют её в  другой. Понравилась режиссёру какая-то тема, он её повторяет 150 раз. Начинаешь предлагать варианты, но ему  нравится именно эта. В итоге сидишь в зале, слушаешь и думаешь, что люди считают композитора просто ленивым потому, что везде один и тот же кусок играет, а на самом деле написано было другое. Ну и конечно, испытываешь удовольствие и волнение огромное, когда сочиняешь музыку, потом показываешь режиссеру, а он целует тебя, обнимает, говорит, что это гениально и замечательно. Говорит спасибо, что такая музыка прекрасная сильно помогла фильму.  

ПС: Вы давно и успешно применяете электронные музыкальные инструменты. А когда у Вас появился первый личный синтезатор? Откуда его привезли?

АР: Я привёз Yamaha DХ 9 где-то в 1983 году, воспользовавшись теми поездками, которые у меня были во Францию, США, Англию. Не привозил никаких шмоток, хотя это были советские времена и всё ценилось.  Я обделял семью и привозил только железки и аппаратуру.

ПС: Семья всё понимала?

АР: Да, конечно! Таким образом у меня организовалась одна из первых частных студий в тогда ещё Советском Союзе.

ПС: А сейчас мы дадим возможность слушателям пообщаться с нашим гостем. У нас Ольга на проводе. Здравствуйте! Ваш вопрос! 

АР: Здравствуйте, Ольга!

Ольга:  Скажите, пожалуйста, когда к Вам для кинофильмов музыка приходит? Когда Вы читаете сценарий или же погружаетесь в атмосферу съёмочной площадки? Может Вы получаете какие-то установки режиссёра?

АР: Музыка рождается либо в процессе общения с инструментом,  либо когда уже зарядил мозги, ведь тогда они начинают работать сами по себе. Это может случиться в любой момент. На меня многие обижаются, потому что я  не здороваюсь с людьми, не замечая их. Идут навстречу, улыбаются, а я смотрю мимо. Хотя именно в этот момент я могу заниматься творческим процессом и сочинять. Поэтому иногда такая странность в моём поведении бывает, думаю даже, что не только у меня, но и у других композиторов. 

ПС: И у поэтов, и у писателей.

АР:  Мысль родилась, поэтому ты должен довести её до конца. Где и как это происходит, ты сам уже не знаешь и не контролируешь.

ПС: Вы с собой нотную тетрадь носите?

АР: Если что-то ценное в голове рождается, то донести до инструмента успеваешь.

ПС: А было такое, я не песни имею в виду, что какая-то тема режиссёра пробила, и он её  специально крутит на съёмочной площадке, чтобы актёры прониклись и играли? 

АР: Да, такое было. Рассказывали, что на съемках фильма «Заяц над бездной» музыку включали для настроения и съёмки вели под нее.  Это, кстати говоря, чувствуется, ведь заметно музыкальное строение кадра.

ПС: Ольга, спасибо за звонок! Алексей, вот Вы, находясь в творческом процессе, следите за тем, что происходит в российском шоу-бизнесе? Может быть, не только в российском? Или Вы далеки от этого всего?

АР: Я далеко от всего, что касается шоу-бизнеса и популярной музыки. Я за этим слежу только тогда, когда смотрю программу «Голос». Там в основном звучит американская музыка и, к сожалению, очень редко встречаются песни на русском языке. Может быть исполнителям так легче себя показать, да и песни красивые.

ПС: А почему Вы это смотрите? Просто ради интереса?

АР: Нет, я смотрю из корыстных соображений, потому что мне нужны талантливые певцы в мой театр и для моих проектов.

ПС: Кого-то приметили уже?

АР: Конечно! Хотя, очень мало актёрски одаренных и подходящих певцов именно для музыкального театра. Они поют и поглощены только этим процессом, а мне нужны универсальные.  

ПС: Так можно же научить или подучить?

АР: Можно, да. Научить можно всему и чему угодно, однако голос – это уже талант. Это от Бога. Мне очень интересна эта программа, потому что видишь новые, свежие лица и голоса. Кстати, не смотря на возраст, там выступают и довольно пожилые люди. Это открытие! У нас, как мне кажется, мало появляется новых фигур, особенно в популярной музыке. 

ПС: Это издержки шоу-бизнеса, потому что там все места заняты. Понятно, что людям надо как-то зарабатывать и от кормушки отрываться не хочется. А, может, Вы считаете, что не везде так? Что только у нас в стране не появляется новое?

АР: Я не могу сказать, что там происходит в Америке и вообще на Западе. Но как раз там новые имена и появляются.

ПС: Там кормушка больше. Алексей, давайте поговорим о концерте, посвящённом 50-летию Вашей музыкальной деятельности. Там будут выступать иностранные музыканты. Вот  дирижировать, к примеру, будет Хориа Андрееску.

АР: Я с ним познакомился на Фестивале оркестров мира, который проходил в Москве в Колонном зале. Мне очень понравилось, как звучал оркестр Джорджа Инеску, а Хориа был его главным дирижером. Потом он сыграл мою 6-ю симфонию в Бухаресте, где очень придирчивая публика.  Это, кстати, очень неожиданная информация для многих музыкантов. Будапешт – одна из самых музыкальных столиц мира. Здесь тратятся огромные деньги на приглашения на фестиваль  Джорджа Инеску. Я слышал, что это 9 миллионов евро каждые два года. Публика там избалована до невозможности. И вот когда они стоя аплодировали моей 6-ой симфонии, это был успех. Поэтому я решил пригласить Хориа в свой авторский концерт, чтобы он продережировал 4-ой симфонией и премьерой виолончельного концерта.  

ПС: Алексей, Вы у нас сейчас за роялем сидите. Может, исполните что-нибудь позитивное, утреннее?

АР: Позитивное, утреннее? Знаете, лучше, чем «Аллилуйя» быть не может.  

ПС: «Аллилуйя» в авторском исполнении – это очень важный момент! Сегодня у нас целый час в студии провёл Алексей Рыбников. Алексей, приглашайте на свой юбилейный концерт.

АР: Приглашаю всех, кому это интересно! Большой зал Консерватории, 23 октября в 19:00.

ПС: Спасибо, что нашли время и заглянули. Надеемся, что ещё встретимся!

 

                                                                     18.10.2013